Образовательный портал
Высшей школы экономики

Ситуация

НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) — один из лучших университетов в России. По сумме позиций в авторитетных международных рейтингах он входит
в Топ-3 среди вузов страны.

ВШЭ объединяет четыре кампуса (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь), где работает примерно 7 000 преподавателей и обучается более 47 500 студентов.
Университет активно переводит в электронную форму как непосредственно обучение, так и сопутствующие процессы: организационные вопросы, коммуникацию между студентами, преподавателями и администрацией, взаимодействие с партнерами и т.п. Одним из важных элементов цифровой экосистемы должен был стать новый образовательный портал. С его помощью планировалось решить четыре задачи:

  • Организовать для студентов и преподавателей личные кабинеты, в которых будет доступна важная информация, уведомления и различные полезные сервисы.

  • Оптимизировать работу по программам сетевого партнерства с другими вузами.

  • Обеспечить возможность продвижения и продажи обучающего контента: общеуниверситетских факультативов, курсов для внешней аудитории и т.д.

  • Автоматизировать процесс заполнения и согласования экзаменационных ведомостей.

Решение

В качестве технологического партнера в ВШЭ выбрали Haulmont. У компании уже есть опыт создания образовательных маркетплейсов, в частности, она разработала портал непрерывного образования Минздрава России.

  • Кроме того, Haulmont использует собственную платформу быстрой разработки корпоративных приложений Jmix (ранее известную как CUBA Platform). Она позволяет ускорить работу в несколько раз, в первую очередь, на этапе прототипирования, когда видение проекта не до конца сформировалось. Кроме того, компания готова проявлять гибкость, подстраиваться под требования заказчика и при этом предлагать лучшее с точки зрения логики, технологий и архитектуры решение его задач.

    Проект стартовал в январе 2020 года и выполнен точно в срок — к началу 2020-2021 учебного года. Первым делом были составлены план проекта и карта рисков. Представители ВШЭ участвовали в генерации идей по наполнению портала функциями, обсуждении вариантов отображения данных, формализации требований. Благодаря этому в решении заложены правильные сценарии использования. Также эксперты со стороны ВШЭ участвовали в приемочных испытаниях перед запуском в эксплуатацию.

  • Созданные на портале личные кабинеты для студентов и преподавателей стали удобной точкой доступа к важной информации и различным сервисам. Часть сценариев работы для обеих ролей похожи. Например, и студенты, и преподаватели могут просматривать свое расписание и назначенные дисциплины, также из личного кабинета можно перейти в систему онлайн-обучения Learning Management System (LMS). Часть функций зависит от роли: студенты могут записаться на консультацию к тому или иному преподавателю, а преподаватель — просмотреть список записавшихся и создать саму консультацию.

    Вдобавок к этому преподавателям доступна работа с ведомостями студентов. Обо всех важных событиях в личном кабинете приходят уведомления. Перечисленные сценарии предполагают множество интеграций со сторонними сервисами. Часть сервисов существовала до старта проекта, например, LMS. Часть реализовала команда Haulmont, в частности, электронные ведомости. Также портал интегрирован с Jira ServiceDesk, которую использует техническая поддержка ВШЭ — пользователи могут задать ей вопрос или сообщить о проблеме.

    По направлению сетевого партнерства образовательный портал помогает оптимизировать процесс заключения договора между подразделениями ВШЭ и вузами-партнерами. Суть партнерства состоит в том, что студенты партнерских вузов получают возможность учиться по программам ВШЭ при помощи платформы онлайн-обучения. В вузе планировали оптимизировать процесс заключения договоров и отказаться от системы, которую использовали для этого раньше. В разработанной Haulmont системе появилась возможность сделать процесс более разветвленным и повысить уровень автоматизации.

  • В договоре указываются дисциплины, онлайн-курсы, сроки изучения, список студентов, которые получатвсе необходимое для доступа к курсу. Также на портале предусмотрены элементы для наглядного представления информации: статистика, отчеты, графики. Координатор со стороны партнерского вуза в личном кабинете сможет увидеть сведения об успеваемости своих студентов. В конце курса обучающиеся сдадут экзамен и получат сертификат, а вуз-партнер — информацию по статистике обучения.

Образовательный портал также выполняет функции витрины, откуда можно перейти к выбору учебных курсов и общеуниверситетских факультативов. «Для Haulmont это был уникальный проект. Команда разработчиков приложила все усилия, чтобы преодолеть возникающие трудности и запустить портал в срок. В процессе разработки проект немного видоизменялся, но Haulmont удалось адаптировать его под реальные потребности ВШЭ и сделать маркетплейс удобным и простым для использования», — рассказывает директор по развитию Haulmont Михаил Соломонов.

Результаты

Портал, на котором размещено более 60 сервисов, стал для студентов ВШЭ единой точкой доступа к образовательной среде и другим услугам университета.

Пользователями портала и интегрированной с ним системы Smart LMS стали 87 тысяч человек: студенты ВШЭ, преподаватели, административный персонал, участники олимпиад. Еще одним успехом стало то, что проект выиграл премию Magic People Awards 2020 в номинации «Цифровая трансформация».
«Итеративный подход позволил на каждом этапе проекта учитывать пожелания различных групп пользователей. Как результат — в запланированные сроки создан портал, максимально удовлетворяющий всем пожеланиям. Образовательный маркетплейс тесно интегрирован с другими системами университета и учитывает принятые в ВШЭ стандарты по разработке ПО. За счет единой системы авторизации обеспечен бесшовный переход в подключаемые сервисы. Удобная навигация помогает пользователям легко ориентироваться в цифровом пространстве ВШЭ», — говорит начальник управления цифровизации образования ВШЭ Александр Зимовец.