Сокращаем Time to Market: как ускорить разработку ПО и не оказаться в заложниках у метрик

Сокращаем Time to Market: как ускорить разработку ПО и не оказаться в заложниках у метрик

Time to Market — простая, но показательная метрика для корпоративных ИТ-подразделений. Чем меньше Time to Market, тем быстрее система запускается в эксплуатацию и начинает приносить результат. Компания не сливает бюджет на бесконечное переписывание ТЗ и разработку без выхлопа. Рассказываем, как оценить и снизить Time to Market.

Что такое Time to Market

Time to Market (TTM, Time 2 Market, T2M) — метрика для оценки скорости реализации любых проектов, включая разработку систем корпоративной автоматизации. По сути, это просто время, которое проходит от появления идеи до старта работы пользователей.

Снижение Time to Market важно как при разработке ПО силами собственного ИТ-отдела, так и при заказной разработке. В худшем случае проект может застрять в производственном аду и никогда не дойти до пользователей.

Что дает сокращение Time to Market:

  • Инвестиции быстрее окупаются. Чем раньше система выходит в эксплуатацию, тем быстрее компания получает результат за счет автоматизации.
  • Снижение затрат. Стоимость проекта напрямую зависит от времени его реализации, поскольку зарплата специалистов почасовая.
  • Быстрое получение обратной связи. Комментарии и пожелания пользователей помогают развивать систему.

Как измерить Time to Market

При оценке Time to Market учитываются все этапы работы над проектом:

  1. Предпроектное исследование
  2. Аналитика
  3. Проектирование системы и подготовка ТЗ
  4. Разработка
  5. Тестирование
  6. Развертывание
  7. Стабилизация
  8. Запуск в эксплуатацию

Кроме Time to Market существует Lead Time — когда отсчет начинается с этапа аналитики, без учета времени проработки идеи. Также выделяют Cycle Time — время от старта разработки до релиза.

Рассчитать Time to Market и другие метрики помогают таск-трекеры. В них можно посмотреть дату появления первой карточки по проекту и дату закрытия последней. Во многих таск-трекерах есть функция отчетов, также они помогают увидеть узкие места и этапы, на которых произошла задержка.

За счет чего можно снизить Time to Market

Мы говорим о снижении Time to Market без роста затрат, например, не предлагаем увеличить команду проекта, чтобы ускорить разработку. Кроме того, важно не скатиться в крайность, запуская в эксплуатацию очевидно не работающую систему.

Шесть советов как снизить Time to Market за счет организации работы над проектом:

  1. Начинайте разработку с прототипа
  2. Разрабатывайте и внедряйте функциональность по этапам
  3. При замене критически важных систем используйте подходящую методологию
  4. Внедряйте инструменты ускорения разработки
  5. Стандартизируйте разработку
  6. Воспользуйтесь услугами ИТ-партнера

Далее разберем эти советы подробнее.

1. Начинайте разработку с прототипа

Разработка прототипа позволяет быстро проверить идею и не тратить время на решения, которые не жизнеспособны. Если концепция проекта расплывчатая, то можно параллельно заниматься детализацией ТЗ и разработкой. Вы быстро получите самую необходимую функциональность, а также фундамент для дальнейшего развития.

Варианты прототипов


Proof of ConceptMinimal Viable Product
ЗадачаПрототип для демонстрации возможностей и ограничений технологииВерсия с ограниченным набором функций для быстрого получения первого результата автоматизации
Время разработки30-40 часов2-4 месяца

В другой нашей статье можно узнать больше о том, для чего нужна разработка прототипа.

2. Разрабатывайте и внедряйте функциональность по этапам

Идея в том, чтобы декомпозировать проект и на каждом этапе сфокусироваться на ограниченном количестве функций. Внутри этапов можно использовать как гибкие методологии, так и каскадные.

За счет этого команда не будет распыляться, работу будет проще довести до конца. Кроме того, если одновременно запустить в эксплуатацию 10 модулей для 5 000 пользователей, то придется потратить время на устранение большого количества ошибок и отработку массы гневных комментариев пользователей. Поэтапный запуск поможет избежать этого. Такой подход мы использовали в проекте Газпромтранс.

3. При замене критически важных систем используйте подходящую методологию

Критически важные системы должны работать 24/7, поэтому их замена — нетривиальная задача. Дополнительно усложнить проект может жесткий дедлайн по запуску в эксплуатацию для отдельных функций. В некоторых случаях объем работ масштабный, но его невозможно оценить. На старте трудно составить ТЗ, которое точно и полно опишет все требования. Возможно, возникнут непредвиденные, не учтенные пожелания. Поскольку цена ошибки слишком велика, команда перестраховывается, проект затягивается, запуск в эксплуатацию откладывается. При этом гладкий старт все равно не гарантирован, при сбое понадобится проводить обратную миграцию данных и это дополнительно затянет проект.

Чтобы исключить риски, в подобных проектах можно работать по методологии Parallel Running. В этом случае во время опытной эксплуатации старая и новая системы работают параллельно на одинаковом наборе данных. При сбое в одной системе операция выполняется в другой, бизнес-процессы не останавливаются. В отдельной статье мы наглядно сравнили подходы к замене ERP-систем.

Одна из главных сложностей при Parallel Running — синхронизация данных в режиме реального времени и проверка их консистентности. Для решения этой задачи мы разработали xDbStream — инструмент, который обеспечивает 100% совместимость с СУБД любого типа и автоматически решает 95% конфликтов при репликации данных.

При этом Parallel Running — не универсальное решение. Если на старте проекта реально подготовить качественное ТЗ, то синхронизация систем будет лишним усложнением, и лучше будет использовать методологию Большого Взрыва.

4. Внедряйте инструменты ускорения разработки

Инструменты повышения продуктивности разработки помогут повысить эффективность корпоративных ИТ-подразделений. Выбор технологической базы зависит от задачи.

Разработка на Java подходит для сложных процессов, повышенных требований к безопасности и производительности, нестандартных пользовательских сценариев. Это относительно долгий и относительно дорогой вариант. Снизить Time to Market поможет точечное использование инструментов повышения продуктивности. Например, для работы со Spring мы развиваем Amplicode, для процессной разработки — OpenBPM.

Low-Code платформы на базе визуальных конструкторов и скриптовых языков многократно повышают скорость разработки. Однако на базе Low-Code может быть сложно реализовать высокопроизводительные решения, сложные интеграции или решения с повышенным уровнем защиты. Кроме того, созданные системы, как правило, нельзя перенести на другую платформу.

Jmix и другие Less Code платформы подходят для разработки типовых корпоративных приложений, построенных вокруг данных, форм и классических процессов, например заведения сущностей в систему, согласования документов или назначения задач. Этот вариант — компромисс между гибкостью и скоростью.

К примеру, платформа Jmix позволяет ускорить разработку на 25%. За счет чего достигается ускорение:

  • Бэкенд разработчик реализует и бэкенд, и фронтенд, упрощается разработка, тестирование и развертывание
  • Модульная архитектура с большим количеством готовых компонентов
  • Визуальные инструменты для ускорения разработки модели данных, экранов, бизнес-процессов, ролевой модели и т. д.
  • AI-ассистент, который дает подсказки и помогает исправить ошибки

В отдельной статье можно прочитать о том, как снизить затраты на разработку и посчитать эффективность от внедрения Jmix.

5. Стандартизируйте разработку

Корпоративные платформы для разработки — следующий шаг после использования инструментов повышения продуктивности. Унификация процессов и переиспользование компонентов систем позволит сократить Time to Market.

На базе Jmix можно реализовать корпоративные платформы разработки, которые сочетают широко распространенный стек Java и адаптацию под задачи заказчика. У нас есть опыт разработки кастомизированных компонентов для реализации функциональности или стилизации интерфейса. Также возможно создание форков Jmix под требования заказчиков.

6. Воспользуйтесь услугами ИТ-партнера

Этот совет актуален даже для тех компаний, которые планируют вести разработку силами своего отдела. Освоение новой технологии требует времени и может снизить темп реализации проекта. Партнер возьмет на себя часть задач, а также поможет внутренней команде быстро вкатиться в разработку.

Возможны различные форматы:

  • Разработка под ключ, а потом передача внутренней команде
  • Совместная разработка
  • Аутсорсинг или аутстаффинг

У технологического партнера есть опыт в реализации различных проектов, а также экспертиза в работе с инструментами. У бизнеса есть экспертиза в своей сфере. Комбинация усилий — максимально эффективный вариант.

Примеры снижения Time to Market от заказчиков Хоулмонт

  1. В проекте Российской национальной перестраховочной компании мы начали с создания MVP (это также было финальным этапом выбора подрядчика). Всю дальнейшую разработку разделили на очереди. Это позволило за 10 месяцев автоматизировать процесс урегулирования убытков (к 1 января 2025 года его требовалось перевести на российское ПО) и построить технологическую базу системы. Дальнейшая работа над модулями системы шла параллельно, что позволило уменьшить Time to Market.

  2. В проекте «Газпромтранс» требовалось заменить ERP на базе Pega, состоящую из 19 модулей и включающую свыше 16 интеграций. Сложность заключалась в том, что система критически важна для процесса ж/д перевозок и должна работать 24/7. Мы разделили проект на этапы и проводили внедрение по методологии Parallel Running. На каждом этапе стремились как можно быстрее запустить в эксплуатацию основную функциональность, включали синхронизацию старой и новой системы, а затем дорабатывали по методологии Agile в формате запросов на изменения. Это позволило не только снизить Time to Market, но и в принципе реализовать проект такого масштаба. Сейчас в новую систему переведено 7 филиалов «Газпромтранс»

  3. Проект разработки CRM в «ЕвроХим» последовательно прошел этапы PoC и MVP, а затем команда переключилась на этапы длительностью 3-5 месяцев, разделенные на спринты. Автоматизирован процесс продаж от лида до сделки. На базе Jmix реализованы компоненты, которые позволяют переиспользовать компоненты CRM для разработки других систем внутренней автоматизации.

Заключение

Time to market можно сократить за счет эффективной организации работы и выбора технологий. Быстрее запустить систему в эксплуатацию помогут разработка прототипов, декомпозиция проекта, инструменты повышения продуктивности и опытный ИТ-партнер. За счет этого получится достичь заметного результата без раздувания бюджета и стресса для команды.

Предыдущая статья Следующая статья

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы

Обязательное поле