Система конвейерной обработки заявок на предоставление банковских продуктов и услуг

Банки и финансы
На базе платформы Jmix
Система конвейерной обработки заявок на предоставление банковских продуктов и услуг

Ситуация

«СКБ ЛАБ» — дочерняя компания ПАО «СКБ-Банк», которая занимается разработкой и внедрением новых банковских технологий и сервисов. «СКБ-банк» входит в ТОП-100 банков России, головной офис расположен в Екатеринбурге.

Весной 2017 года перед компанией была поставлена задача по выбору платформ с открытым исходным кодом и подготовке на базе них унифицированного решения для массовой конвейерной обработки заявок на услуги банка. Ключевым требованием к решению была возможность внесения изменений в маршруты обработки заявок «на лету», без изменения программного кода и остановки конвейера.

В качестве базовых платформ были выбраны Camunda BPM, Apache ServiceMIX, CUBA Platform (сейчас Jmix) и CUBA Studio (сейчас Jmix Studio).

Решение

Платформа CUBA дала возможность максимально быстро реализовать основную функциональность и пользовательский интерфейс.

При этом платформа хорошо зарекомендовала себя как по возможностям горизонтального масштабирования, так и с позиций информационной безопасности. В кратчайшие сроки были выполнены требования по аутентификации через LDAP, защите трафика, настройке ролевой модели, предполагающей раздельный доступ к прикладным данным, к прикладным настройкам и к интерфейсам администрирования.

В описываемом программном решении основой конвейерной обработки выступает промышленное ядро системы автоматизированного исполнения бизнес-процессов Camunda BPM. При этом в ядре BPM производится только хранение шаблонов бизнес-процессов и запуск экземпляров процессов на исполнение. Логика вызова внешних сервисов, число которых постоянно растет, реализована на уровне Camel-адаптеров.

Связующим элементом между ядром BPM и Camel-адаптерами выступает конвейерный движок, выполненный в виде Java-приложения на платформе CUBA. Именно в нем реализованы настраиваемая логика хранения реквизитного состава маршрутизируемых объектов (заявок), настраиваемая логика параметров реализуемых продуктов, логика вызова внешних сервисов и прочие прикладные модули. Реализованная конвейерная платформа позволяет подключать новые сервисы настройками, по мере готовности технических модулей в интеграционном слое.

график отчёта

Особенности созданного решения:

  • Каталог продуктов логически объединяет описание параметров конкретного банковского продукта (например, программы кредитования), параметров бизнес-процесса (ссылку на идентификатор шаблона в ядре BPM и набор базовых переменных процесса), параметров системы хранения (анкетные и финансовые данные по сопровождаемой сделке).
  • Понятие «маршрутизируемый объект» является логической основой для всех взаимодействий в системе. В процессе конвейерной обработки каждый экземпляр маршрутизируемого объекта порождает связанный экземпляр процесса в ядре BPM и запрашивает его состояние (этап и параметры обработки) вплоть до завершения маршрута, описанного в шаблоне бизнес-процесса. При этом жизненный цикл экземпляра маршрутизируемого объекта значительно шире соответствующего цикла связанного экземпляра в ядре BPM. Для маршрутизируемого объекта определен фиксированный набор статусов, покрывающих технические этапы взаимодействия с ядром BPM и слоем Camel-адаптеров.
  • Система хранения параметров призвана обеспечить унифицированное, иерархически структурированное хранение значений переменных/параметров конкретной предметной области. Например, параметр «Заявка» является базовым параметром по отношению к параметрам «Участники сделки» и «Условия сделки». А параметр «Физическое лицо» является базовым параметром для «Адреса проживания», «Контактной информации», «Сведений о доходах», «Кредитной истории» и т.д. Уровень вложенности параметров и количество реквизитов на параметре не ограничены и полностью регулируются настройками.
  • Каталог внешних сервисов. В логике исполнения маршрутов бизнес-процессов для конкретной прикладной области требуется реализовать разный набор и разную последовательность вызова внешних сервисов. Каталог внешних сервисов хранит описание состава и структуры массивов входных и выходных переменных в разрезе конкретного сервиса. А через сочетание значений тегов конкретного элемента маршрута ядро BPM сообщает о том, вызов какого конкретно сервиса необходимо провести на текущем этапе, и ожидает результатов в виде присвоения новых значений переменным процесса.
  • Система мониторинга визуализирует процесс конвейерной обработки, позволяя оперативно «спуститься вглубь», до уровня конкретной переменой процесса, принимающей конкретное значение на конкретном этапе обработки.

Результат

Осенью 2017 года решение было запущено в промышленную эксплуатацию, была начата конвейерная обработка по всем кредитным заявкам физических лиц, являющихся держателями зарплатных карт банковской группы.

Было подтверждено на практике, что программное решение, выполненное на базе платформ с открытым исходным кодом, удовлетворяет требованиям банка по всем ключевых ключевым показателям, включая:

  • Стабильность работы,
  • Производительность,
  • Способность к горизонтальному масштабированию и соответствие требованиям информационной безопасности.

При этом открытость системы и полный доступ к исходным кодам обеспечивают оперативное внесение изменений и возможность дальнейшего развития. С вводом комплекса в промышленную эксплуатацию не только сократилось время рассмотрения кредитных заявок, но и значительно снизился уровень постоянных затрат (лицензионные отчисления, стоимость поддержки, затраты вычислительных ресурсов). Кроме того, появилась возможность применять конвейерный подход к процессам реализации банковских продуктов и услуг практически любого типа.

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы

Обязательное поле

Другие наши проекты

Информационные технологии
Информационная система для компании по охране и обслуживанию недвижимости

Наш заказчик работает в сфере охраны недвижимости и обеспечивает безопасность более чем 55 000 объектов. Сотрудники компании не только оказывают услуги по охране или реагируют на сигналы тревоги, но и следят за состоянием помещения в целом: делают уборку, подстригают кусты, ремонтируют водопроводные

Банки и финансы
Автоматизация работы агентства по взысканию долгов

Раньше компания использовала для автоматизации готовое ПО, широко распространенное в отрасли. Однако это решение ограничивало развитие бизнеса.

Транспорт и логистика
Управление автопарком службы такси и автоматическое распределение заказов

Наш заказчик — служба такси из Европы, которая специализируется на перевозках премиум-класса и корпоративных поездках. Название компании находится под NDA.

Наука и образование
Ускорение документооборота в онлайн-школе Skyeng

СЭД ТЕЗИС помогла оптимизировать работу с договорами и запросами, сделать их более формализованными и контролируемыми. За счет автоматизации ускорение бизнес-процессов по отдельным типам документов достигает 60%.

Производство и промышленность
Цифровизация договорного документооборота у производителя бытовой техники Whirlpool

СЭД ТЕЗИС автоматизировала работу с договорами всех видов, от поставки готовой продукции до перевозок, банковских услуг и маркетинга. За счет внедрения заметно ускорилась работа пользователей, улучшился контроль, оптимизированы хранение и поиск документов.

Банки и финансы
Проведение дистанционных заседаний, кадровый документооборот и другие процессы в банковской группе ТКБ

Банковская группа ТКБ («ТрансКапиталБанк», «Инвестторгбанк») входит в TOП-30 банков России, представлена в 31 регионе Российской Федерации с обслуживанием более 875 тыс. клиентов.

Производство и промышленность
Контракт-менеджмент, электронный архив и автоматизация в «БАТ Россия» 

«БАТ Россия» — мультикатегорийная компания, предоставляющая табачные изделия и никотиновые продукты миллионам потребителей по всей стране. В ее структуру входит фабрика в Санкт-Петербурге АО «БАТ-СПб» и АО «Международные услуги по маркетингу табака», которое занимается маркетингом и продажами.

Производство и промышленность
Управление договорами, командировками, закупками и качеством в Valio

Финский концерн Valio — один из крупнейших в мире производителей молочной продукции. Российское подразделение ООО «Валио» организовано в 1994 году. В его структуру входит собственный завод по производству плавленых и желтых сыров, расположенный в Подмосковье.

Государственный сектор
Сквозной документооборот для Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Проект внедрения системы электронного документооборота в Ямало-Ненецком автономном округе охватывает Правительство региона, органы государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственные государственные и муниципальные учреждения.

Консалтинг
Система контроля качества для B2B и B2G рынков

Разработчик: ФИНЭКС.

Автоматизация процесса контроля качества на крупных предприятиях.